1 Мая 2007

В ЦМВС завершила свою работу выставка полотен художника Павла Рыженко.

В течение месяца в Зале Победы музея было выставлено также величественное полотно художника «Страшный Суд», написанное по благословению епископа Якутского и Ленского Зосимы. Панно было выставлено в Зале Победы ЦМВС в течение месяца. Сейчас ему предстоит путь в Якутию, где оно станет достоянием одного из православных храмов этого далекого края.



"Страшный Суд" стоит особняком в творчестве художника и совершенно не пересекается с работами, которые в это же время выставлялись в ЦМВС.



Автор картины, представляя свое полотно зрителям, отметил: "Страшный Суд является концом земной человеческой истории. Сюжет картины основан на "Откровении Иоанна Богослова" - одного из Святых Апостолов – учеников Господа Иисуса Христа".

Суть главного действия - суд над душой грешника. Его фигура расположена в центре картины. Причем, автор подчеркнул, что в образе грешника он изобразил самого себя. Картина как бы разделена на три части. Слева от грешника (справа от зрителя) изображены силы зла. Справа от него (слева от зрителя) - силы добра. В верхней части – небесное воинство архангелов и святых во главе с Иисусом Христом. Силы зла пытаются перетянуть чашу весов с грехами на свою сторону. Но последнее решение не принято, и надежда на спасение еще есть. Судьба грешника - в руках архангела, который еще не положил на чашу весов свой последний свиток.



Через всю картину проходит каноническое изображение первородного греха в виде змия. Этот грех идет от начала человеческой истории, от Адама, и ведет в ад. Потому хвост этого чудовища теряется как будто за пределами изображаемого сюжета. На переднем плане видна лишь голова змия среди представленных на картине сил зла. В левой от зрителя части холста изображено шествие праведников, которое ведет за собой Государь Николай II. А предваряет шествие цесаревич Алексей Николаевич с чашей крови в руках. Эта чаша крови символизирует, по замыслу художника, кровь пролитую Россией за Господа Иисуса Христа за всю ее историю. Правая от зрителя часть холста - это ад. В этой части изображена последняя битва богоборческих сил с ангелами Божьими. В персонажах данного сюжета нетрудно узнать: самоубийцу, которому ангел указывает путь в ад, средневекового западноевропейского ученого-схоласта, язычника, блудницу и прочие легко узнаваемые персонажи. Это богоборческие силы как нынешнего времени, так и предшествующих эпох.



В левой от зрителя части основной доминантой является православный храм, как символ свободы в деле исполнения заповедей Божьих. Резким контрастом служит доминанта правой от зрителя части, где изображена Статуя Свободы, как символ "свободы" от исполнения Божьих заповедей.

Отвечая на вопросы зрителей, Павел Рыженко, отметил, что строй воинов, изображенный в левой от зрителя верхней части полотна означает небесное воинство, которое является отражением воинства земного. В изображенных персонажах этого воинства легко узнаваемы офицеры и воины средневековой русской армии, императорской армии времен Первой мировой войны, советские воины, положившие свою жизнь за Отечество (данная часть картины очень созвучна Залу Победы ЦМВС, где она была выставлена). В правой от зрителя верхней части картины тоже виден строй. Автор изобразил первых христиан, принявших гонения и смерть за христианскую веру. Среди них 40 севастийских мучеников. В картине человеческая история прослеживается непрерывно с первых веков христианства.



Отечественную русскую историю автор не разделяет на разные периоды. Напротив, он подчеркивает единство солдатского креста, как символа ратного служения Отечеству - здесь и крест, на котором лежит каска с пятиконечной звездой. Рядом изображен ветеран Великой Отечественной войны, который хотя и не верил в Бога, но тем не менее спасается Божьей милостью, поскольку проливал кровь "за други своя".

Выставленная в музее картина-панно Павла Рыженко "Страшный Суд" успела привлечь к себе немало зрителей, о чем свидетельствует большое число интересных записей, оставленных ими в книге посетителей.