История ЦМВС

В НАЧАЛЕ ПУТИ: 1919-1941 гг.

После Октябрьской революции для руководства военными музеями в Наркомпросе были созданы Петроградская и Московская военные секции. Сотрудники музеев старой армии пытались поднять вопрос о создании единого военного музея, доказывая, что “покойная армия заслужила достойный мавзолей”. Дело, однако, упиралось в крайне бедственное финансовое положение Наркомпроса, а попытки привлечь более состоятельное военное ведомство не увенчались успехом. Руководители Красной Армии считали, что бойцу не нужны, и более того, вредны музеи, в которых прославлялись подвиги героев “империалистической, захватнической войны, защитников старого режима, а также царей, князей, дворян и прочих буржуев, сметенных революцией на свалку истории”.

Выставка «Жизнь Красных Армии и Флота». 1920 г.
Выставка «Жизнь Красных Армии и Флота». 1920 г.

До создания музея руки у военного ведомства дошли после разгрома войск А.И.Деникина в конце 1919 г., когда миновал наиболее острый кризис в гражданской войне. Идея создания музея возникла в ноябре 1919 г, и его открытие предполагалось приурочить ко второй годовщине РККА. 23 декабря 1919 г. заместитель председателя РВСР и наркомвоенмора Э.М.Склянский подписал приказ об учреждении постоянной выставки-музея “Жизнь Красных Армии и Флота”. Директором был назначен известный специалист в области военно-музейного дела М.К.Соколовский. В апреле 1920 г. жилотдел Моссовета передал под музей первые этажи здания Верхних торговых рядов (ныне ГУМ), занимаемых Наркомпродом. Но ПУР не проявил настойчивости, и самая светлая линия, выходящая на Красную площадь, осталась за ведомством т. Цурюпы, а музей получил первые этажи 2-й и 3-й линий и линию Ветошного ряда.

Сотрудники выставки «Жизнь Красных Армии и Флота».
Верхние торговые ряды (ныне ГУМ).1920 г.

Летом 1920 г. РВСР принял решение устроить в Верхних торговых рядах большую выставку к открытию Второго конгресса Коминтерна. Все центральные управления военведа получили приказ представить на выставке свои разделы. Выставка была подготовлена в кратчайший срок, разместилась на двух линиях и открылась во второй половине июля 1920 г. Судя по рапорту от 3 августа 1920 г. наиболее объемные экспонаты располагались прямо на Красной площади: самолеты, артиллерия, инженерное оборудование, предметы тылового хозяйства и снабжения.

Летом 1921 г. было принято решение подчинить музей Полевому штабу. Об этом был издан соответствующий приказ главкома С.С.Каменева от 14.7.1921 г., где говорилось и о переименовании выставки-музея в “Музей Красных Армии и Флота”.

С.М. Мищенко (1897-1941)
начальник
Музея Красных Армии и Флота
с марта 1922 г. по июнь 1924 г.

Вскоре, в марте 1922 г. Комиссия по разгрузке Москвы постановила освободить помещение в Верхних торговых рядах, а музей перевести в старинный особняк на ул. Кропоткина (Пречистенка 12/2, ныне там находится Государственный литературный музей А.С.Пушкина). Сотрудники начали паковать вещи, и к середине апреля большая часть имущества была перевезена и свалена в сарае, т.к. занимавший помещение Главмузей в срок не освободил его. Крупногабаритные предметы (самолеты, орудия) невозможно было разместить на новом месте, и даже перевезти туда, т.к. наркомат не давал необходимого транспорта. И эти экспонаты вернули бывшим владельцам - центральным управлениям. Старинный особняк на ул. Кропоткина абсолютно не отвечал предъявляемым требованиям.

Начало 1923 г. стало переломным в жизни музея. Нарком и председатель РВСР решил широко отметить юбилей РККА. В рамках многочисленных мероприятий одно из центральных мест отводилось музею. На его базе должны были создать большую выставку, где центральное место отводилось разделу “Поезд председателя РВСР Л.Троцкого”. Осуществление этой задачи поручалось “Главначснабу”!

Так как помещение на ул. Кропоткина не могло вместить подобную выставку, решено было развернуть ее в одном из зданий Военной академии, в бывшем Охотничьем клубе на Воздвиженке, 6 (впоследствии, в 1924 г. сюда переехал музей).

Выставка открылась 23 февраля 1923 г. и работала с небольшими перерывами на ремонт до 1 ноября. Начальник музея, начальники агитпропа ПУРа и Главснаба высказывались за то, чтобы оставить выставку в занимаемом помещении, передать ее музею и в дальнейшем развивать музей на этой базе. Однако сломить сопротивление хозяина помещения - Военной академии, в то время не удалось. И музей, вместо того, чтобы перевезти на Юбилейную выставку свой основной фонд, оказался вынужденным перевезти в свое здание выставку, а ее фонд составлял около 10 тысяч экспонатов. На новом месте музейные памятники стали быстро приходить в негодность - неотапливаемое здание отличалось чрезвычайной сыростью. Из-за страшной тесноты экспонаты свалили на стеллажи и просто на пол огромными кучами. Найти что-то нужное было совершенно невозможно. Во дворе отсутствовал навес для громоздких предметов. Единственным утешением было то, что удалось решить проблему оборудования, вывезя все шкафы и щиты, сделанные для выставки.

Воздвиженка, 6. Центральный музей Красной Армии и Флота
в здании Военной академии РККА. 1926 г.

В 1924 г. музей был открыт для посещения лишь с 22 февраля по 30 апреля, то же и в 1925 г. Главной причиной являлось неподходящее помещение. Это, наконец, поняли в руководстве наркомата, и сопротивление Военной академии удалось сломить. Приказом РВС от 2 сентября 1924 г. музей переподчинили Военной академии РККА и передали ему часть помещений академии по ул. Воздвиженка 6, в которых ранее располагалась Юбилейная выставка. Рокировка оказалась неудачной, потому что не прошло и года, как музей вернули в подчинение Управлению по исследованию и использованию опыта войн Штаба РККА (приказ РВС от 19.6.1925 г.). Помещение, однако, осталось за музеем. Постоянную экспозицию на новом месте создать сразу не удалось. Это было связано с отсутствием соответствующих кадров - имелось всего 4 научных сотрудника. Первым крупным свершением стало открытие 17.1.1926 г. большой выставки “Плакат и листовки гражданской войны”.

Начальник музея В.К.Трофимов (в центре) с художниками
П.Шумихиным, Г. Савицким, М. Грековым, В. Яковлевым. 1934 г.

В конце 20-х гг. в Советской стране назрели большие перемены. Происходило свертывание НЭПа, начались политические процессы, полным ходом шел разгром оппозиции.

Котельная ЦДКА –
место уничтожения
музейных памятников
в 1935-1939 гг.

Все эти процессы, естественно, нашли отражение и в музее РККА. Приказом РВС от 5.2.1927 г. он вновь был передан в ведение ПУРа. С передачей музея в ПУР решено было предоставить ему левое крыло в здании Центрального Дома Красной Армии (ЦДКА) на Екатерининской площади (ныне пл. Суворова). Там он и оставался на протяжении 38 лет, до 1965 г. С переездом в ЦДКА в музее, наконец, была создана постоянная экспозиция, построенная по тематико-хронологическому принципу и состоявшая из разделов: вооруженные силы пролетарской революции 1905-1917 гг., гражданская война, период мирного строительства РККА. В конце 1930-х гг. были созданы интересные разделы о технической реконструкции РККА, о боях на КВЖД, у оз. Хасан, на р. Халхин-Гол, о войне с Финляндией.


В ГОДЫ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ (1941-1945 гг.)

В решении сложных задач по мобилизации воинов на отпор захватчикам, показ справедливого характера борьбы с врагом, героизма воинов на фронте и доблестного труда в тылу наряду с другими музеями активно участвовал и Музей Красной Армии. Его работа строилась по нескольким направлениям. Основными из них были:

-широкое использование коллекции музея для воспитания воинов, всего народа в духе патриотизма, дружбы народов путем создания экспозиции, передвижных и стационарных выставок;

-сбор реликвийных материалов, увековечивающих подвиг советского народа на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу, в т. ч. трофеев;

-обеспечение в условиях военного времени сохранности исторических и художественных ценностей, накопленных музеем в предшествующий период.

Сотрудники спортивного отдела ЦДКА,
помогавшие эвакуировать фонды музея в Казань.
Осень 1941 г.

Изучение архивных материалов и документов свидетельствует о том, что несмотря на все трудности, работа в музее носила организованный характер, строилась строго по планам, велась отчетность о проведенных мероприятиях, разрабатывались инструкции, методические рекомендации по различным видам музейной деятельности, в т .ч. и в условиях фронтовой обстановки. Среди сотрудников музея поддерживалась строгая и весьма жесткая дисциплина за счет активного использования дисциплинарной практики.

ЦМКА в годы войны руководили: полковой комиссар Федянин Владимир Иванович (17 января 1940 г. - ноябрь 1943 г.); полковник Логинов Петр Николаевич - (временно исполнял обязанности с ноября 1943 г. по июль 1944 г.); полковник Горюшкин Иван Алексеевич (с июля 1944г. по март 1949 г.)

В ходе войны коллектив музея пополнялся фронтовиками. Их опыт и видение проблем фронтовой жизни оказывали ощутимое влияние на все содержание музейной работы, позволяли придать экспозиционной и выставочной работе большую целеустремленность и наступательную силу.

И все же основную часть коллектива музея составляли люди штатские. Преимущественно это были женщины и не подлежащие призыву на военную службу мужчины. Несмотря на это, почти все они являлись профессионалами во­енной истории, любили свое дело и отдали ему многие годы жизни.

С первых дней войны была организована работа по вывозу собрания ЦМКА и сотрудни­ков музея в Казань и организации там его рабо­ты. К началу декабря 1941 г. музей разместился в Казанском ДКА и развернул в миниатюре мо­сковскую экспозицию ЦМКА. Работа музея в эвакуации продолжалась до 1944 г.

Одной из основных задач коллектива музея в годы войны являлся постоянный сбор истори­ческих и реликвийных материалов.

Сбор проводился по следующим направле­ниям:

а) организация специальных командировок офицеров, вольнонаемных сотрудников музея и

офицеров из резерва Глав ПУ РККА на фронты;

б) помощь фронтам в организации выставок, с последующим получением экспонатов в фонды музея;

в) непосредственная письменная связь музея с фронтами, получение от них экспонатов посылками и нарочными;

г) получение экспонатов через Глав ПУ РККА, другие управления НКА СССР, в государственных, партийных организациях, учреждениях Москвы и у частных лиц.

Научный сотрудник ЦМКА М.К. Назарова и летчики,
доставившие собранные на Донском фронте реликвии.
Январь, 1943 г.
С осени 1941 г. экспедиции музейных работников стали выезжать на фронты, где вели активный сбор материалов о действиях Красной Армии. Сотрудники музея работали на Волхов­ском, Карельском, Донском фронтах, во время обороны и защиты Одессы, Ленинграда, Сева­стополя и Сталинграда, в период Курской бит­вы, в районе Орла, Брянска, Белгорода, Воро­нежа, Ростова-на-Дону, Минска, Вильнюса, Белостока, Варшавы, одним словом везде, где шли бои. Работа в боевой обстановке по сбору памятников Великой Отечественной войны бы­ла сопряжена с большим риском для жизни.

По данным отчетов, содержащихся в архи­вах, с ноября 1943 г. по апрель 1945 г. было проведено 20 экспедиций на фронты. В собира­тельской работе принимал участие весь коллек­тив музея. Но наиболее часто в экспедицион­ных поездках участвовали полковник В.И. Федянин, майор П.Н. Логинов, лейтенант И.Г. Прозоров, научные сотрудники М.Л. Берменсон, М.К. Назарова, П.И. Рыбин, Л.А. Юрова, Ю.А. Скотников, Л.Ф. Семихина и другие.

Можно уверенно сказать, что собирательская деятельность музея в военные годы была наиболее продуктивной в пополнении собрания музея бес­ценными реликвиями воинской славы. За период 1941-1945 гг. музеем из различных источников бы­ло получено почти 99 тысяч документальных и вещественных памятников, составляющих основу его коллекции. Многие из собранных экспонатов являются военными историческими раритетами. Именно на этот период приходится и значительная часть уникальных трофейных поступлений.

В сложное военное время, в коллективе ни на один день не прекращалась научно-исследовательская работа, нацеленная на все­стороннее изучение и научное описание музей­ных предметов, разработку экспозиций и выста­вок, составление картотеки «Хроники Великой Отечественной войны», составлении оператив­но-тактических схем и хронологических карт совместно с офицерами Генерального штаба и Военной академии им. М.В. Фрунзе.

Собранные на фронтах материалы использо­вались в фондовых выставках, включались в экспозицию музея по Великой Отечественной войне. Широко создавались передвижные вы­ставки, с которыми сотрудники музея выезжали на фронты, работали на призывных пунктах, во­кзалах, через которые воинские эшелоны шли на фронт. Часть передвижных выставок создавалась специально для экспонирования в составе агит­бригад, отправляемых на фронты автомашинами или агитпоездами. В состав таких агитбригад кроме сотрудников музея включались известные артисты, ученые, писатели и литераторы.

Экскурсионно-массовая работа музея заключа­лась, главным образом, в организации экскурсий по темам экспозиции музея. Ведь большинство музеев Москвы были закрыты, поэтому ЦМКА, который постоянно пополнялся экспонатами с фронта, пользовался большой популярностью у бойцов, командиров и гражданского населения.

Сотрудники ЦМКА у Бранденбургских ворот.
Май, 1945 г.

За личный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков многие офицеры музея были представлены к награждению медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Среди них: гвардии под­полковник интендантской службы С.А. Сонин, майоры П.Н. Логинов, П.А. Зубанов, И.П. Роздорожный, Е.Г. Белоусов, Д.И. Бердников, М.А. Волков, И.А. Корнеев, капитаны В.К. Житенев и И.М. Демин, старший лейтенант И.Г. Прозоров.

Великая Отечественная война явилась суровой проверкой деятельности музея, всех его сотрудни­ков. Эту проверку они выдержали с честью. Кол­лектив музея успешно выполнил возложенные на него задачи. Были сохранены для грядущих поко­лений тысячи военно-исторических памятников, приумножены фонды вещественными и докумен­тальными источниками, отражающими мужество и героизм советских воинов в борьбе с врагом, накоплен богатейший опыт патриотического воспита­ния бойцов, командиров и гражданского населе­ния в условиях войны.


СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРА МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ
В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ (1946-1964 гг.)

В истории и деятельности Центрального музея Красной Армии послевоенного периода можно условно выделить два крупных этапа:

Первый – 1946-1956 гг. и второй – 1957-1964 гг.

На первом этапе, несмотря на формальное преобразование музея (с ноября 1944г.) в самостоятельное культурно-просветительное учреждение, фактически он оставался отделом ЦДСА им. М.В.Фрунзе и экспозиция, служебные, фондовые помещения оставались на прежних территориальных площадях первого этажа.

Второй этап характеризуется значительным расширением объема решаемых задач, развитием и совершенствованием основных направлений военно-музейной работы, увеличением объема потенциала фондовых коллекций.

Фрагмент экспозиции ЦМКА. 1948 г.

Основными направлениями деятельности музея в послевоенный период являлись:

- повышение организационно-методической роли и координационной работы в музеях армии и флота;

- развитие и совершенствование научно-исследовательской экспозиционно-выставочной, пропагандистско-массовой и фондовой работы;

- расширение масштабов выставочной работы в войсках;

-преодоление последствий культа личности И.В.Сталина в военно-музейном деле;

-развитие сотрудничества с военными зарубежными музеями;

-совершенствование материально-технической базы и организационно-штатной структуры;

-разработка научной концепции создания экспозиции музея Вооруженных Сил для новых залов строящегося здания.

В марте 1947 г. была осуществлена плановая проверка работы музея комиссией Глав ПУ ВС СССР. В выводах комиссия рекомендовала: разработать Положение о ЦМСА, развивать и совершенствовать НИР, фондовую, экспозиционную, выставочную и экскурсионную работу, усилить связь с окружными Домами офицеров, музей не использует издательскую деятельность, отсутствует солидный путеводитель и др.

Герои Советского Союза слушатели Академии
бронетанковых войск у Знамени Победы в ЦМКА. 1949 г.

Для того чтобы превратить Музей в подлинно центральное музейное учреждение Вооруженных Сил СССР комиссия предложила:

1. Изменить название Музея и в дальнейшем именовать ЦМВС СССР.

2.Отвести для Музея иное помещение, которое позволило бы развернуть его, как ЦМВС СССР.

3.Утвердить Положение о ЦМВС СССР.

4.Подобрать и утвердить при начальнике Музея Ученый Совет.

5. Для укрепления научного руководства Музеем укрепить его высококвалифицированными офицерами – научными работниками, имеющими ученые степени не менее чем «кандидат исторических наук».

Экспозиция ЦМКА. 1950 г.

После создания при Музее Методического Совета с 17 мая 1956 г. ведущие специалисты приглашались для оказания методической и практической помощи при создании окружных музеев, проводилась организационно-методическая работа, участвовали в консультационной работе с писателями, художниками, кинорежиссерами, журналистами и диссертантами, музейными специалистами краеведческих музеев и комнат боевой славы.

Отмечая масштабы методической работы ЦМСА, следует отметить, что только в период подготовки к 20-летию Победы над фашистской Германией сотрудниками музея в 1963 году была оказана помощь консультациями и материалами в создании 120 комнат боевой славы и музеев воинских частей, 950 школьным музеям, 80 краеведческим, мемориальным и народным музеям, 5 воинским музеям за рубежом.

В апреле 1957 года через МИД СССР Президент Ассоциации музеев вооружения и военной истории (ИАМАМ), директор Королевского Датского музея-арсенала оружия господин Паульсен направил официальное приглашении для участия делегации военных музеев Советского Союза в работе Первого Конгресса с 22 по25 мая 1957 года в г. Копенгаген. Состав военной делегации тщательно подбирался Глав ПУ СА и ВМФ и рассматривался в секретариате ЦК КПСС.

Филиал ЦМКА – Дом-музей командного пункта
Западного фронта, г. Юхнов. 1951 г.

Завершая краткий обзор событий и характеристику деятельности коллектива музея в послевоенный период, отметим еще одно важное решение. Судьбоносное значение до сегодняшних дней сохраняет Докладная Записка – Письмо руководства ЦМСА Министру обороны СССР маршалу Советского Союза Г.К.Жукову. В письме была обоснована просьба возбудить ходатайство перед Советом министров СССР о строительстве или предоставлении музею отдельного здания (помещения) площадью 10 – 15 тысяч квадратных метров.

В архиве Музея хранится это письмо с резолюцией Г.К.Жукова – «СОГЛАСЕН. 25 февраля 1957 г.». Задание на проектирование нового здания было поручено Центральному Военпроекту КЭЧ МО СССР. Строительство осуществлялось на территории парка ЦДСА им. М.В.Фрунзе и было завершено к 8 мая 1965 года.


ВОСХОЖДЕНИЕ НА НОВЫЕ ВЫСОТЫ
(1965-1990 гг.)

Перед открытием нового здания музея. Май. 1965 г.

8 мая 1965 г. – памятная дата в культурной жизни Вооруженных Сил всей страны. В канун 20-летия Победы над фашистской Германией Центральный музей Вооруженных Сил СССР был представлен в новом здании.

Созданный совместным трудом музейных работников и строителей, ЦМВС явился самым крупным в стране военно-историческим музеем, открытым в первое послевоенное десятилетие. Экспозиционная площадь музея увеличились в пять раз.

В соответствии с перспективными, годовыми и месячными планами сотрудники музея только в 1965-1967 гг. совершили до 30 экспедиций для выявления материалов, имеющих музейную ценность. Было собрано в эти годы около 35 тыс. предметов, многие из них явились уникальными реликвиями.

Торжественное открытие нового здания музея.
Выступает генерал армии А.А. Епишев. 8 мая, 1965 г.

Осуществлялись работы по завершению ввода в строй новых хранилищ музея. В 1966 г. был создан кинофотофонд, открытый фонд стрелкового вооружения, в 1967 г. – открытый фонд живописи. Обогатилась новыми образцами экспозиция военной техники на открытой площадке. Установлено в течение года десять артсистем, БМ-13 («Катюша»), танк Т-28.

Рассказ о комплектовании фондов необходимо дополнить материалами о собирательской работе по созданию коллекции, посвящённой афганским событиям. В октябре 1989 г. ЦМВС получил в свой фонд большую коллекцию – музей гвардейского Краснознамённого ордена Суворова 3 степени парашютно-десантного полка, которым в Афганистане командовал Герой Советского Союза полковник В.А. Востротин. Передача материалов, включающих 1 250 единиц хранения, состоялась в Термезе, куда выезжали наши сотрудники Л.В. Горбачёва и Р.Х. Чибисова. Работа по совершенствованию экспозиции шла на основе тематико-экспозиционного плана, который был разослан специалистам для изучения и оценки. На него были получены официальные лицензии от 62 научно-исследовательских учреждений, военных академий и музеев. В процессе совершенствования экспозиции план постоянно дополнялся сюжетами по мере сбора, накопления и исследования новых музейных предметов. Новый импульс этому дала проведенная 19-20 января научная конференция, посвященная обсуждению новой, уже значительно дополненной экспозиции. Участники конференции говорили о высоких достоинствах созданной экспозиции: «Она волнует всех и действительно является прекрасным памятником по военной истории». По итогам Всесоюзного смотра Центральный музей Вооруженных Сил СССР был причислен к числу лучших музеев России, о чем свидетельствует врученная ему грамота.

Занятия в зале партизанского движения. Апрель, 1966 г.

Отмечая достижения по военно-патриотическому воспитанию трудящихся, воинов армии и флота, Президиум Верховного Совета СССР в апреле 1975 г. наградил ЦМВС СССР орденом Красной Звезды.

Посещаемость ЦМВС после открытия в новом здании многократно возросла, превышая ежегодно миллион человек.

В 1964 г. в соответствии с новым Положением Центральный музей Вооруженных Сил СССР стал в военной музейной сети, оказав практическую помощь в создании музеев большинства военных округов, групп войск и ряда видов Вооруженных сил.

Впечатляющее достижение ЦМВС, быстрый рост его популярности и подъем на уровень лучших музеев страны способствовали расширению его международных связей.

Встреча на экспозиции музея с Героем Советского Союза
вице-адмиралом Г.И. Щедриным. 80-е гг.

Приказом начальника музея № 240 от 23 декабря 1971 г. была учреждена Книга почета музея и объявлено решение занести в нее имена первых наиболее заслуженных сотрудников. Это – Т.Н. Андрианова, Б.Н. Знаменский, К.И. Ильбитенко, Л.Б. Крутова, П.Н. Логинов, С.Т. Ясень.

Провозглашенная в середине 1980-х годов гласность и начавшаяся перестройка вызвали далеко неоднозначные последствия. Была отменена «Инструкция о порядке подготовке и открытия экспозиции военных музеев и выставок», введенная приказом Министра обороны СССР 1982 г. № 170. Это сняло цензурные ограничения, открыло новый простор для инициативы и реализации творческих возможностей музеев. Расширился доступ ко многим, прежде закрытым архивным фондам. На этой основе были проведены и опубликованы некоторые новые исследования по актуальным вопросам военной истории. Преодолевая трудности, коллектив музея осуществил с учетом новых подходов намеченную реэкспозицию, сохранил верность своим традициям и доверие многочисленных посетителей.

В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

(1991-2009 гг.)

Этапным рубежом для ЦМВС, вызвавшем серьёзную корректировку взглядов его руководства на содержание музейной экспозиции в целом, стали события, происходившие в стране в 1991-1993 гг. Распался СССР, произошёл вывод войск из стран ближнего и дальнего зарубежья, началось реформировании Вооружённых Сил. Перед научным коллективом музея возникла задача - разработать соответствующую концепцию, определиться с её архитектурно-художественным решением, наметить размеры экспозиционной площади, собрать необходимый материал об этих событиях и отразить их в экспозиции. В сжатые сроки была создана группа, состоявшая из научных сотрудников музея, которая приступила к этой работе.

В день открытия в ЦМВС выставки
«50 лет автомата Калашникова». 8 февраля, 1997 г.
В центре - дважды Герой Социалистического труда
генерал-майор М.Т. Калашников

В подготовленной концепции предусматривались: показ новой структуры армии и флота, изменений в их внутренней и внешней функциях, а также введение контрактной службы, новой формы одежды, знаков различия, наградной системы и др. Для сбора материалов научные сотрудники: Леонов С.А., Карпов Н.Д., Сергеева А. А., Савинов А.И. и другие сделали несколько выездов в военные округа и на флоты. Сначала собранный материал был показан на выставке, которая существовала до 1993 г. Затем было принято решение создать постоянную экспозицию в залах №22 и №23. Большой интерес у посетителей вызвали экспонаты, отражавшие миротворческую деятельность Вооружённых сил в т.н. «горячих точках»: Таджикистане, Приднестровье, Северной Осетии и Ингушетии, Абхазии, Югославии и др. Были показаны материалы о лейтенанте Оловаренко Л.В. - первом Герое РФ в Сухопутных войсках, и совершённом им подвиге при отражении нападения бандформирования с территории Афганистана на заставу российских пограничников. В экспозиции также были показаны материалы о подвигах лётчиков-героев РФ - генерал-майора Осканова С.С. и подполковника Оськина О.В. Ценой жизни они не допустили падения своих, потерпевших аварию самолётов на населённые пункты.

Главный художник музея А.Г. Лебедев
за работой по созданию выставки
«Православные традиции Российского воинства».
Февраль, 1998 г.

С 1993 г. появилась возможность ввести в экспозицию музея материалы о дореволюционном периоде истории Вооружённых Сил нашего государства. В это время начались активные контакты музея с русскими эмигрантскими организациями, в том числе с американо-российским обществом «Родина» (США). Успех, прошедшей в 1993 г. в ЦМВС выставки «Россия в двух войнах» во многом повлиял на решение совета старшин «Родины» о передаче большей части предметов военной истории из коллекции общества в постоянное пользование ЦМВС. Эти реликвии, наряду с предметами данного периода, имевшиеся в фондах нашего музея, составили основу постоянной выставки «Возвращённые реликвии русской армии и флота» (1996 г.). Выставка, с рядом изменений, экспонировалась в залах №2 и №3 до 2007 г. В 2001 г. при минимуме средств, во многом за счёт энтузиазма сотрудников НЭО В.И. Семченко, В.В. Кузьмина, А.О. Морозовой, создаётся экспозиция в зале №1, посвящённая истории Вооружённых Сил нашей страны с эпохи средневековья до начала ХХ века. Она просуществовала до начала капитального ремонта залов 1-го этажа в 2007 г.

Передача экспонатов в фонды музея.
Слева направо: И.Н. и Л.Н. Берзарины,
сотрудники отдела фондов В.А. Богданович,
О.С. Толстова-Бобкова, И.Д. Баранова. 1999 г.

В последующие годы экспозиция залов современного развития Вооружённых сил была пополнена большим количеством материалов об участии Вооружённых Сил РФ в восстановлении конституционного строя в Чеченской республике и при проведении ими контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе. Для сбора материалов об этих событиях заместитель начальника музея по научной работе Печень Н.А. побывал в местах, где проходили боевые действия, и собрал определённое количество экспонатов. В том числе связанных с Героями РФ генералами Г.Н. Трошеве и Шаманове В.А, морскими пехотинцами, героически действовавшими при штурме г. Грозного, о тех, кто отстоял Дагестан от вторгшихся банд Басаева и Хаттаба и др. Эти музейные предметы вызывали и продолжают вызывать сегодня большой интерес посетителей.

Комплекс, посвященный подвигу десантников
6-й ПДР 104-го
парашютно-десантного полка
псковской воздушно-десантной дивизии

В феврале 2000 г. личный состав 6-й роты 104 ПДП Псковской дивизии ВДВ совершил беспримерный подвиг, приняв неравный бой с почти двухтысячной группировкой чеченских незаконных вооружённых формирований в районе высоты Урус-- Керт (Чечня). В августе этого же года трагически погиб экипаж АПРК «Курск», выполнив до конца задачу во время проведения учений в Баренцевом море. Вышли указы Президента РФ, которыми ЦМВС предписывалось отразить эти события в специально созданном зале Ратного подвига. Работники музея Тихомирова О.В., Карпов Н.Д., Кустов А.В. и др. побывали в семьях моряков и десантников, получили от них материалы, которые вместе с теми, которые с помощью Главного управления воспитательной работы были переданы из войск, составили основу новых музейных экспозиционных комплексов.

Творчески подходя к совершенствованию экспозиции залов советского периода развития Вооружённых Сил, работники НЭО в 2004 г. сочли необходимым уменьшить количество экспонируемых предметов, отражающих участие прославленных фронтовиков в восстановлении народного хозяйства страны. На их месте были размещены новые материалы о развитии различных родов войск в послевоенные годы. В результате в залах №19-20 были размещены музейные комплексы о воздушно-десантных войсках, военно-космических силах, войсках противохимической защиты и др.

Фрагмент экспозиции зала №22 «Вооруженные Силы РФ»

В 2006-2007 гг., в связи со сменой музейного оборудования в залах №19-21 в экспозицию были внесены ещё более радикальные изменения. В подготовительный период научные сотрудники Черушев Н.С., Пахомова Е.И, Кожин С.В., Сергеева А.А., Зайцев В.А., Дементьев А.Н. провели научную проработку музейных фондов, наладили деловые связи со многими частными коллекционерами, и ведущими конструкторами отечественного оборонного комплекса. В результате были отобраны и вошли в экспозицию материалы по новой тематике, в том числе об участии Вооружённых Сил Советского Союза в локальных войнах: Корее, Вьетнаме, Египте, Сирии, Алжире, Кубе, Анголе и др., был существенно расширен комплекс материалов по участию советских войск в афганской войне.

При проведении этой работы начальник НЭО полковник Семченко В.И. и старший научный сотрудник Савинов А.И. разработали и использовали на практике прогрессивные методы построения экспозиции, применения новых монтажных материалов. Благодаря им, после проведения соответствующего тендера, к сотрудничеству были привлечены фирмы, которые представили наиболее удачные образцы музейного оборудования. В дальнейшем в ходе реэкспозиции в музее использовались интерактивные методы подачи музейных предметов. При отражении тех или иных событий применялись элементы театрализации, новые - аудио и видео техника, шумовые эффекты и т.д.

Раздел экспозиции, посвященный событиям
в Южной Осетии в 2008 г.

В последующие годы коллектив музея активно реагировал на события, связанные с реформированием Вооружённых Сил РФ, появлением на их вооружении новых видов оружия, боевой техники и средств защиты личного состава. Их образцы оперативно вводились в соответствующие музейные комплексы.

В августе 2008 г. Грузия совершила акт агрессии против российских миротворцев, размещённых в Южной Осетии и мирных жителей этой республики. На месте ведения боевых действий и в республике Абхазии побывал старший научный сотрудник Афанасьев В.А., который пополнил фонды и постоянную экспозицию музея интересными материалами о Героях Р.Ф. майоре Ветчинове Д.В., подполковнике Тиммермане К.А., солдатах и офицерах удостоенных только что введенных новых наград – ордена и медали Святого Георгия.